Планируем бюджет на маркетинг
У многих организаций, особенно небольших, довольно ограниченный бюджет. В связи с этим руководители часто откладывают кампании по продвижению продукции «на потом». Но они забывают о том, что маркетинг направлен именно на продвижение продукции и поддержание положительного имиджа фирмы с минимизацией расходов. Статьи расходов на маркетинг можно условно разделить на четыре блока.
Статьи расходов на маркетинг
Блок 1 — реклама
Реклама — информирование клиентов о товаре/услуге с помощью средств массовой информации. Основная задача рекламы состоит в том, чтобы привнести на рынок новый бизнес, проинформировать о нем потребителей и поддержать продажи товара на заданном уровне.
Реклама создается для того, чтобы:
- мотивировать потенциального клиента на приобретение продукции фирмы;
- создать имидж организации и закрепить положительную репутацию среди потребителей и партнеров.
Блок 2 — маркетинговые исследования
Маркетинговые исследования — это системное применение методов сбора информации для анализа рынка. В процессе маркетинговых исследований организация получает следующие данные:
- какие клиенты существуют у фирмы, а кто только является потенциальным клиентом;
- в какое время клиент готов получать услуги и в каком формате;
- активность конкурентов;
- географию расположения клиентов.
Также фирма получает информацию об удовлетворении потребностей клиентов и оценки клиентов по качеству предоставляемых услуг.
Блок 3 — связи с общественностью
Поддержание связей с общественностью — специально разрабатываемая маркетинговая программа для вовлечения организации в культурно-массовую деятельность общества.
Блок 4 — стимулирование сбыта (продаж)
Совокупность маркетинговых элементов, направленных на увеличение эффективности рекламы. Основной принцип стимулирования сбыта — предоставление как можно большего количества информации о продуктах и услугах организации непосредственно в местах реализации.
Мы рассказали вам о том, какими могут быть приблизительные блоки бюджета на маркетинг. Теперь перейдем непосредственно к статьям бюджета.
Список статей маркетингового бюджета
Планировать бюджет всегда нелегко, поэтому мы постарались подобрать максимальное количество приблизительных статей расходов на маркетинг. Он поможет руководителям организаций соориентироваться в сложной системе маркетинговых операций и решить, на что расходовать свои средства.
Статьи затрат на рекламу
- Приобретение места под рекламу либо эфирного времени на ТВ или на радио.
- Оплата услуг рекламных агентств.
- Готовые работы, приобретаемые в целях рекламирования продукции.
- Бюджет на производство и показ рекламы в каталогах организаций.
- Бюджет на рекламу в специализированных изданиях.
- Затраты на покупку выставочных мест для презентации продукции.
- Реклама на транспорте — общественном и частном.
- Реклама в справочниках организаций — бюджет на производство и размещение.
- Рекламные проспекты и брошюры, которые будут доставляться до клиентов почтовой рассылкой и размещаться на территории организации.
- Затраты на производство рекламных видеороликов.
- Рекламные плакаты, размещаемые в офисе организации.
Статьи затрат на маркетинговые исследования
- Исследования для выяснения эффективности рекламы.
- Бюджет для выплат специалистам по маркетинговым исследованиям.
- Исследование мнений общественности.
- Исследования, направленные на внедрение на рынок новой продукции.
- Оценка эффективности продаж.
Статьи затрат на связи с общественностью
- Благотворительная реклама, участие в благотворительных мероприятиях.
- Празднование значимых дат для общественности.
- Награды, которые будут присуждаться на различных мероприятиях.
- Календари, открытки, сувенирная продукция.
- Финансирование массовых мероприятий (спортивных, культурных и т. д.) .
- Пожертвования.
- Приглашения на мероприятия, спонсором которых является фирма.
- Затраты на «дни открытых дверей».
- Проведение пресс-конференций и семинаров.
- Разработка фирменного стиля организации.
Затраты на стимулирование сбыта
- Изготовление аудио- и видеоматериалов для демонстрации продукции
- Производство баннеров и других материалов, которые можно использовать в точках продаж товара.
- Изготовление сувениров для первых клиентов.
- Премии для сотрудников, занимающихся привлечением клиентов.
- Обучение сотрудников.
- Почтовая рассылка писем.
В завершение хочется отметить, что данный план бюджета на маркетинг довольно приблизителен — какие-то пункты вы добавите, какие-то вычеркнете. Но план, представленный в данной статье, бесспорно, может стать хорошей основой для составления бюджета.